понедельник, 28 декабря 2015 г.

Упражнения № 1,2,3

Введение. Основы рисунка
Линии в рисунке, пропорции. Приемы и способы выявления тона в рисунке.

Студенты должны:

знать:

- основные и вспомогательные линии рисунка, конструктивные линии: штрих, тон;

уметь:

- строить прямые и дугообразные линии;
- дел отрезка на равные части;

- передавать тоновые соотношения при помощи штриха.

Упражнение №1.  «Горный пейзаж».

Этот урок, выполняется и как штриховкой, так и методом растушёвки

Упражнение № 2.  Штрих.

Упражнение №3. (бонус)  Развитие глазомера.

Материал: Простой карандаш, акварельная бумага

Порядок выполнения:

Упражнение №1.

Приступаем к выполнению упражнения.

Штриховка

Делаем штриховку обозначенных областей. Придерживаясь следующей схемы:
Область «неба» – делаем самой светлой, область заднего плана – темнее «неба», область среднего плана ещё темнее, и, наконец, самый тёмный это передний план.
Начинаем с самой светлой области – «неба». Для штриховки «неба» используйте карандаш твёрдости HB (ТМ).


Следующий этап – задний план. Используйте карандаш с твёрдостью B-2B (М-2М). При штриховке делаем нажим на карандаш более сильным, нежели чем при штриховке неба. Так же необходимо изменить направление штриховки.




Теперь – средний план. Снова меняем направление штриховки, при этом штрихи кладём более часто и с большим нажимом, тем самым добиваясь более тёмного тона. Твердость карандаша – 2B (2М).




И, наконец, передний план. Снова меняем направление штриховки. Применяем карандаш твёрдостью 2B-3B (2М-3М). Штрихи кладутся очень часто и с ещё большим нажимом.



«Горный пейзаж» готов.

Теперь необходимо повторить это упражнение, но только вместо штриховки Вы примените тушёвку.

Тушёвка

Схема плотности тонов остаётся прежняя – дальний план («небо») самый светлый, передний план – самый тёмный. Твёрдость применяемых карандашей так же остаётся той же самой.

Начинайте с «неба». Вместо отдельных штрихов, применяйте плотное зигзагообразное тушующее штрихование без пробелов. Постоянно контролируйте нажим на карандаш, чтобы не перетемнить область. Если же затемнения избежать не удалось, снимите излишек графита лёгкими касаниями ластика.

Теперь возьмите заранее подготовленную растушевку и приступайте к растушёвке наложенных штрихов. Размазывание производите вдоль штрихов. Пока растушевка чистая, начинайте работать со светлых участков, и по мере загрязнения рабочей поверхности растушевки переходите к более тёмным участкам.

Теперь проделайте то же самое упражнение, но несколько его усложнив. Сначала обозначьте прямоугольную область, а затем врисуйте в неё контура «гор». Ни в коем случае не делайте контуры жирной линией (это делается в упражнении с штриховкой), они наоборот должны быть едва заметны.

В реальном мире объекты не имеют контуров края. Их края можно передать лишь посредством контрастности тонов. Поэтому в этом упражнении Вы будете передавать края «гор» только с помощью контраста тонов. Линии контуров при этом должны исчезнуть.

Таким образом, Вы получите более реалистичное изображение. Запомните это, и применяйте к своим будущим рисункам.

Форма и объем подачи: Упражнения выполняются на листе форматом А4, расположенном горизонтально, упражнение выполняется в последовательности в соответствии с заданием.


Упражнение № 2.

При выполнении рисунка, вначале пользуются карандашами средней твёрдости, а заканчивается рисунок мягкими карандашами. Это означает, что для выполнения работы необходимо приготовить несколько хорошо заточенных карандашей различной мягкости.

Проведём маленькую гимнастику для рук и правильно возьмём карандаш. Плоскость, на которой прикреплён лист, расположена на расстоянии вытянутой руки. Отступим от края листа в верху и в низу, примерно, на один сантиметр и проведём линии, не отрывая карандаша от бумаги без линейки, с лева на право, параллельно краю листа. С левой стороны листа проведём такую же линию с верху в низ, а с правой стороны с низу в верх. Подрисуем наши линии, полюбуемся на рамку, которую мы нарисовали без линейки и разделим верхнюю и нижнюю линии рамки, на глаз, пополам, поставим в этом месте точку. Каждую половину линии разделим ещё раз пополам. Верхняя и нижняя линии рамки разделены на четыре равных отрезка. Разделим теперь наш лист по вертикали на четыре равные полосы, соединив линиями без линейки соответствующие точки, которые мы поставили в верху и в низу листа. Далее на глаз, без линейки делим пополам вертикальные линии нашей рамки с права и с лева и каждую половину ещё раз делим пополам. У нас так же получается на каждой вертикальной линии рамки по четыре равных отрезка, только большего размера. Соединяем точки горизонтальными линиями, проводя их с лева на право, не отрывая карандаш от бумаги. Поправляем неровности линий лёгкими штрихами и у нас на листе в рамке получается 16 равных прямоугольников.



            








        Первые три ряда квадратов штрихуете обыкновенной прямой (вертикальной или горизонтальной) и косой штриховкой (левой или правой)?– один квадрат, один вид штриховки. Причём, для первого ряда используете твёрдый карандаш, для второго полумягкий, и для третьего мягкий. Старайтесь делать штрихи как можно плотнее друг к другу.

После того, как Вы сделали штриховку, приступайте к растушёвке. Если есть возможность, используйте для каждого ряда свою растушевку (чтобы не смешивать графит разной мягкости). При растушёвке старайтесь сделать равномерный тон.

Следующие три ряда квадратов заштрихуйте зигзагообразной тушующей штриховкой. Старайтесь получить однородный тон. Так же, как и в предыдущих рядах используйте для каждого ряда квадратов карандаши различной твердости.

На первый взгляд это упражнение простое и вовсе не интересное, но оно поможет выработать вам навык растушёвки.

Упражнение № 3. (бонус)

Развиваем глазомер.

- Проверяем глазомер.

- Рисуем, а не чертим под линейку.

- Совершенствуем навыки штриховки в пределах ограниченной полосы.

- С целью развития глазомера и навыка штриховки, повторяем данное упражнение несколько раз.

Порядок выполнения: лист закреплён по вертикали, карандаш держим правильно. Находим центр на листе бумаги и ставим жирную точку. Далее проверим наш глазомер. Проведём на глаз от руки прямую линию с левого нижнего угла в правый верхний угол листа, то есть по диагонали и соответственно с левого верхнего в правый нижний угол. Если линии получились не ровные, что совершенно естественно, не огорчаемся, и пробуем снова, не стирая первую линию, проводим ещё одну линию и ещё одну, пока не увидим, что линии близки к истинным диагоналям листа. Теперь смотрим, насколько точка пересечения диагоналей совпадает с точкой, поставленной в начале, и оцениваем свой глазомер... Если оценка оказалась не высокой, продолжаем упражнения по рисованию прямых линий и делению их на равные отрезки без помощи линейки. Такие занятия будут способствовать развитию глазомера.

Продолжая рисунок, делим на глаз каждую половину диагонали пополам, а затем каждую четвёртую часть ещё раз пополам. Таким образом, у нас каждая диагональ будет разделена на восемь равных частей. Теперь соединить линиями, без линейки, полученные точки на диагоналях. Линии проходят параллельно краям листа и получается три прямоугольника на диагоналях нашего листа. Усложняем упражнение и нарисуем ещё четыре прямоугольника, разделяя расстояние между каждыми двумя параллельными линиями пополам, самый маленький прямоугольник получится в центре листа. Далее проверяем способности в штриховке. Штрихуем, легко держа карандаш, первую полоску вдоль краёв листа по периметру. Пропустим следующую полоску и штрихуем третью, пятую и седьмую полосы по периметру прямоугольников. Приближаясь к центру штриховку, будем усиливать, переходя на более мягкий карандаш и штриховкой в разных направлениях, в виде сеточки.


С целью закрепление навыков на другом листе бумаги рисуем квадрат и проделать всё в том же порядке, как проделали с прямоугольником. Рисунок будет напоминать вид с верху древних пирамид. Упражнение повторяется несколько раз.


   






    Такие упражнения, помимо развития глазомера и навыка проведения прямых линий, способствуют укреплению мышц руки, сосредоточению и улучшению координации движений. Особенно это полезно тем, у кого уже проявляются дрожание рук и нарушение координации движений.

Форма и объем подачи: Упражнения выполняются на листе форматом А4, расположенном вертикально.



Основные ошибки в штриховке карандашом, и как их исправить


Видео по штриховке можно найти здесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий